Г.В.
Хатковский:Юность моя - ХарбинФрагмент статьи
|
Георгий Витальевич вспоминает то трудное в материальном плане, но такое счастливое время. Счастливое - потому что Харбин посреди всеобщего революционного разрушения старой России был осколком прошлой великой Российской империи, настоящим русским городом - с русской архитектурой, обычаями, укладом жизни, православной верой. В городе было 22 красивейших православных храма (почти все они были разрушены во время культурной революции в Китае). Именно вера помогала русским не сломиться под натиском жизненных невзгод, сохранить любовь к Родине и надежду на ее возрождение. С этой надеждой одни ушли в могилу на чужой земле, как это произошло с родителями Георгия Витальевича, другие с этой надеждой вернулись в Россию, когда им это было позволено, как это сделал сам Георгий Витальевич в 1947 году, а третьи рассеялись по всему миру, переселившись в другие страны, в основном в Австралию и Соединенные Штаты Америки. О том времени вспоминает Георгий Витальевич Хотковский.
Вспоминаются те весенние, яркие от солнца дни, когда харбинская публика широко справляла Пасху, везде был слышен звон церковных колоколов, и до позднего вечера по городу носились извозчики с визитерами, перед которыми открывались двери каждого дома. Девушки ждали кавалеров, все христосовались, хозяюшки дома угощали своих старых знакомых и друзей, как было принято тогда в Харбине. Все радовались Пасхе, яркому солнцу и приходу теплых дней.
Покровская церковь |
Первым на пути было старое Покровское кладбище, где помещалась величественная церковь в честь иконы Покрова Пресвятой Богородицы. Оно было небольшим, самым первым, где были захоронены заамурцы и другие защитники Харбина от "ихэтуаней" (участников боксерского восстания) в 1899-1900 годах, а также находилась братская могила воинов, участников Русско-японской войны, умерших в харбинских госпиталях, находились могилки первых строителей КВЖД и самого города Харбина.
В конце Большого проспекта находилось Новое Успенское кладбище с более поздними захоронениями. 29 июня 1907 года здесь произошла закладка каменного храма во имя Успения Божией Матери, а 22 ноября 1908 года церковь уже была освящена. Средства на постройку выдало Управление КВЖД.
Успенская церковь |
Кладбище в день Радоницы превращалось в место, где вместе с разносившимися песнопениями на могилках создавалась какая-то спокойно-торжественная обстановка, никто громко не разговаривал, как будто боясь нарушить тишину, в которой покоились умершие. А торжественность заключалась в том, что на могилках расстилались белые скатерти с угощением для каждого, кто подойдет и помянет усопшего, но от спиртного отказывались. Тропинки между могилами были заполнены людьми, шагающими от одной могилки к другой, родными приглашались священники для совершения панихиды, было много батюшек из всех церквей города с певчими, чтобы не отказывать никому. Кругом разносилось пение: "Со святыми упокой, Господи...", а у людей были приветливые, вежливые улыбки, ощущалась радость встречи давно не встречавшихся людей. В конце дня паломничество начиналось в обратном направлении, с чувством удовлетворения от исполненного долга.
Надо заметить, что во время так называемой культурной революции китайскими "хунвейбинами" в 1966 году Успенское кладбище было полностью разрушено бульдозерами и превращено в парк, а надгробные мраморные и гранитные плиты были использованы варварами на облицовку набережной реки Сунгари, многие плиты даже были уложены надписями вверх и по ним ходили прохожие. С Успенской церкви были сняты купола с крестами, а помещение использовано под комнату смеха. Было предложено перенести прах умерших на выделенное примерно километрах в тридцати от Харбина место для перезахоронения - кладбище Хуан-Шан, но в это время уже почти не осталось в Харбине русских, которые разъехались по разным странам, а большинство - на Родину, поэтому мало кому удалось перезахоронить своих близких, но оставшимися в Харбине русскими были перенесены церкви - Иоанно-Предтеченская и Борисо-Глебская, соединенные в один храм. В 1995 году китайским правительством была построена новая церковь Иоанна Предтечи, а также благоустроена территория.
Покровское кладбище постигла та же участь. Оно было снесено, на его месте построены высотные дома, которые позднее также были снесены и теперь там разбит парк. Был взорван Крест-памятник возле Покровской церкви и братская могила, но Свято-Покровский храм уцелел, сохранился до сего времени и еще действует как православная церковь. Но посещают его оставшиеся в Харбине русские люди пожилого возраста в количестве нескольких десятков человек, которых с каждым годом становится все меньше. Службы в церкви вел китайский священник отец Григорий Чжу с псаломщиком Михаилом Михайловичем Мятовым, который скончался 27 июня 2000 года. Сам отец Григорий во время культурной революции был репрессирован, провел 12 лет в каменоломнях на тяжелых работах, что подорвало его здоровье, но несмотря на все пережитое, он остался верен Православию и при первой же возможности стал служить в единственном сохранившемся в Харбине Свято-Покровском храме, объединив православную паству. Уже будучи тяжело больным, на инвалидной коляске, он стой ко переносил свой недуг и по мере возможности исполнял свой долг священника. После продолжительной болезни в возрасте 78 лет 21 сентября 2000 года отец Григорий Чжу скончался и был похоронен на православном русском кладбище Хуан-Шан, но китайские власти не разрешили отпевать его священнику из России и отпевание совершили сами прихожане. Так священник-китаец закончил свой тяжелый жизненный путь, не изменив православной вере. Мир праху этого стойкого в православной вере человека. Царство ему Небесное и вечный покой!
А Покровская церковь, лишившись своего пастыря, продолжает свое существование, поддерживаемая оставшимися прихожанами, но надолго ли?
Бывшая харбинка Н.Грачева-Мельникова, проживающая в Австралии, после посещения в 1998 году Харбина написала следующее стихотворение:
Неразумные люди, за что же Обезличили город родной? А в церквах - зала ужасов, рожи Осквернили Престол наш Святой. И кресты вы в безумстве сорвали И на месте их звезды зажгли - Это варварство будет едва ли Украшеньем китайской земли. И строителей этого края Вы могилы попрали, кроша, И теперь на дорожках сверкают Под ногами - кресты, имена. "Спи, сынок дорогой" - мы читаем И не смеем на надпись ступить В этом парке, где громко играет, А вернее, оркестр гремит. В нашем мире побед и печалей Все историю свято хранят, А Харбин почему-то отдали Тем, кто прошлого знать не хотят. Но живые свидетели дышат. Это тополь высокий стоит, Помнит он, как подъезды и крыши Русский зодчий с азартом творит. И веселые пышные вязы Все по-русски еще говорят, А березки воздушные рядом О харбинцах ушедших грустят. Те деревья стоят, как свидетель И как памятник правды живой, Они гордо справляют столетье - Харбина юбилей роковой.
Так и мои родители остались в земле харбинской, а над ними топчутся чьи-то ноги, попирая прах проживавших там русских людей. В Австралии выпущена уникальная книга бывшей харбинки Татьяны Жилевич (Мирошниченко), которая собрала многочисленные фотографии, оставленные ей отцом, который был фотографом в Харбине: "В память об усопших в земле Маньчжурской и харбинцах", а у меня остались только воспоминания о родных и пожелание им Царства Небесного.